Андрей Бодрей (bodriambula) wrote,
Андрей Бодрей
bodriambula

"Восход солнца"/"Sunrise: A Song of Two Humans" [1927]

Вот оно, наконец-то, взаправду большое кино, большой стиль, величайшая, пронзительнейшая мелодрама, если не за всю историю кино, то за первую половину 20-го века точно. Голливуд в 26-м году наконец-то пригляделся к изолированной долгое время по объективным, политическим причинам германской киноиндустрии, к варившемуся до сих пор в собственном соку немецкому экспрессионизму, и впервые приглашает в свои райские кущи европейского художника, ну и конечно сразу лучшего из них. Мурнау пересекает океан и... нет, не скажу, что он продает душу дьяволу (он имхо давно уже ее на талант сменял), но творчество его явно становится куда более зрительским. И даже не так. Зрительским-то оно было и до того, но американский зритель он совсем другой породы, нежели немецкий. Его достоинство и гордость не попраны позорным поражением в Первой Мировой, он победитель, Великая депрессия даст под дых только через несколько лет, и он пока не видит в новой цивилизации уродства, ему не ведомы унижение и стыд и не нужны пессимистические, пораженческие истории. Мурнау все это понимает и отставляет в сторону весь свой богатейший, буквально только что самолично выдуманный "тревожный" инструментарий - в "Восходе солнца" нет ни этой шатающейся, сползающей, субъективной камеры, ни гротескно искаженного (тогда еще в основном за счет декораций) пространства, ни причудливых ракурсов с острого угла. Картинка конечно все равно великолепная, объемная, новаторская, но все это уже по большей части просто монтажное трюкачество. Трюки не ограничиваются визуальной стороной, ведь "Восход солнца" это и один из первых полнометражных звуковых фильмов в истории кино, а то и самый первый - я тут посмотрел по базам, "Певец джаза"-то вышел на целый месяц позже. В этих первых лентах конечно еще не было диалогов, сам Мурнау к ним до самой смерти относился скептически, но тут уже параллельно с изображением записан оригинальный саундтрек, и с ним режиссер тоже играет и трюкачит, очень забавно временами синхронизируя происходящее на экране с рисунком музыкальным.
Но бог с ними, с трюками, не они делают "Восход солнца" эталонной, вершинной мелодрамой. Занимательнее другое. В принципе-то не отказываясь от базовых принципов экспрессионизма, Мурнау как и все его сподвижники продолжает вскрывать двойственность каждой души, но за океаном художник впервые обнаруживает, что в каждом человеке может таиться не только бездонное зло, он впервые его уравновешивает также запрятанной в каждом непреодолимой потребностью любить и тягой к прекрасному, и наконец-то дает герою право сделать выбор. Убедительно, выпукло реализовать такой замысел в немом кино конечно та еще художественная задача, но только не для режиссера, который относился не только к звуковым диалогам скептически, но и обычными интертирами редко злоупотреблял. Мурнау всегда полагался в первую очередь на верно расставленные акценты, на точное движение камеры и конечно на пластику артистов - так ярко и глубоко в те времена актеры играли по-моему только в его фильмах, только Мурнау на своего героя смотрел не как на куклу, но мог заглянуть ему прямо в сердце, только он мог подсказать артисту то едва заметное, но единственно верное мимическое выражение, которое могло бы заменить целый монолог. Как оказалось, с такими способностями можно было рисовать не только монументальные полотна, изображающие обычный для экспрессионизма социальный апокалипсис, но и из подкинутой ему голливудскими сценаристами непритязательной, банальной побасёнки сваять просто душераздирающую любовную историю. Браво, и еще раз браво!
9/10
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments