Андрей Бодрей (bodriambula) wrote,
Андрей Бодрей
bodriambula

Categories:

"Русский ковчег" [2002]

Мощнейшая вещь. Совсем не хочется говорить об уникальности чисто технической этого фильма - все его полтора часа, весь этот непрерывающийся полет камеры по помещениям Эрмитажа между тысячами актеров и статистов, всё это снято одним бесшовным кадром, требовало более полугода репетиций и титанических усилий оператора - амбиции Сокурова в этом проекте, действительно, были очень велики. И благодаря тому, что он их успешно реализовал, "Русский ковчег" конечно войдет во все мировые учебники кино. В какие-то скорее всего уже вошел. Но это всё именно что амбиции, меня же куда больше разобрал этот фильм в плоскости чисто творческой. Равно как и Сокуров куда более впечатлил как художник и философ, нежели как гениальный технарь. Синопсис этого фильма практически не поддается сколько-нибудь внятному описанию, и потому очень смешно было читать во всяких кинобазах и на трекерах милую чушь про путешественника во времени или видеоэкскурсию по Эрмитажу, споры на форумах о том, кто этот путешественник, в какое время его занесло и кто его спутник-иностранец, так похожий на маркиза де Кюстина. :) Формально кино действительно именно таково (и кстати мне, к своим стыду и 40 годам, видевшему Зимний дворец только снаружи, формальная сторона была тоже полезной), но в действительности всё тут намного глубже. И по-моему очень легкомысленно в "Русском ковчеге" понимать хоть что-нибудь буквально. Да, Эрмитаж тут никакой не Эрмитаж, героев же нельзя назвать героями в обычном, привычном понимании этого термина. Как по мне, то, что тут визуализирует Сокуров, больше всего похоже на "путешествие" двух краеугольных для русской философии идей (славянофильства и западничества) через поток времени, через поток её же, российской истории и культуры. Забавно, но как только эта мысль мне пришла в голову, все тихие споры и перепалки между Сокуровым и Дрейденом вдруг наполнились столь ясным смыслом, что я уже не мог понять тех, кто говорил, что это очень путанное и абсурдное кино. Сакральное же "Прощай, Европа", произнесенное Сокуровым перед финалом при расставании со своим спутником (в 2002(!), за 12 лет до Майдана и Крымской весны, когда ничего еще не предвещало сбитых Боингов и штурма Алеппо, отравленных Скрипалей и очередных санкционных пакетов), прозвучало и вовсе каким-то просто фантастическим пророчеством.
9/10
Tags: 9/10, Александр Сокуров, Наталья Никуленко, Сергей Дрейден
Subscribe

Posts from This Journal “Сергей Дрейден” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments