Андрей Бодрей (bodriambula) wrote,
Андрей Бодрей
bodriambula

Categories:

"Закат"/"Napszallta" [2018]

Второй фильм Ласло Немеша, венгерского самородка, 4 года назад устроившего фурор своим "Сыном Саула", жутким, но потрясающе мощным репортажем из ада Освенцима, за который получил и Каннское гран-при и Оскар за лучший иностранный фильм. "Закат" о другом (о Будапеште времен заката одной из великих империй, малой ее столице, доживающей последние дни в этом качестве), но снят точно так же, технически во всяком случае. Камера намертво приклеена к главгероине, подавляющее большинство времени либо смотрит прямо ей в лицо, либо семенит за ней, выглядывая из-за левого плеча. Всё остальное, громадный город, добрая сотня героев, детективно-конспирологический сюжет со всеми его псевдоинтригами, всё это либо за кадром, либо на его краю, в расфокусе, показано только как бы периферийным зрением. Прием такой неподготовленного зрителя скорее всего выбесит (но на атмосферу он работает хорошо) и конечно требует от актрисы большого мастерства и мужества - но Юли Якаб в принципе тоже вполне с задачей справляется.
В целом конечно понравилось, хотя послевкусие подпортило легкое ощущение вторичности и, не знаю даже, безосновательной амбициозности, что ли. И я сейчас уже даже не про точное повторение собственных технических приемов, сколько про драматургию фильма, которая слишком явно наследует уже не "Саулу", а германским мастерам - Фассбиндеру, Ханеке, Хиршбигелю. Эти тоже любили препарировать исторические катастрофы, устраивая сеанс коллективного психоанализа целой нации, Немеш занят точно тем же в своем родном Будапеште. С той правда разницей, что данный подход, использованный в "Белой ленте" или "Бункере", инвентаризация демонов, живущих в белокурых немецких головушках, всё это более, чем оправдано. Венгры же в контексте Первой Мировой и разлетевшейся вдребезги старой Европы, были очевидно заложниками игр старших "партнеров", чем-то средним между безмолвными свидетелями и пушечным мясом. Зависело от них (и соответственно от их демонов) в данной ситуации чуть меньше, чем ничего. Так что не очень вообще понял, зачем весь этот психоанализ. :)
7/10
Tags: 7/10, Влад Иванов, Марцин Чарнецки
Subscribe

Posts from This Journal “Влад Иванов” Tag

  • "Свистуны"/"La Gomera" [2019]

    "Новая румынская волна", вслед за греческой, выбирается на международный уровень и точно так же прячет норов, переобувается в такую же…

  • "сквозь снег"/"snowpiercer" [2013]

    первая западная гастроль одного из главных современных корейских режиссеров - пон чжун хо... =)) фигуру режиссера в голове держать постоянно…

  • "поза ребенка"/"pozitia copilului" [2013]

    хорошее безусловно кино, как в плане общего социального рисунка, нетривиальности очень драматичной истории, так и психологической глубины в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments