Андрей Бодрей (bodriambula) wrote,
Андрей Бодрей
bodriambula

Categories:

"Нос, или Заговор "не таких"" [2020]

Андрей Хржановский в очередной раз устраивает просто восхитительный анимационный перформанс, в этот раз в честь Шостаковича. И снова излишняя личная вовлеченность, какая-то лютая практически неконтролируемая, застилающая глаза ненависть художника к Сталину, да и вообще всему советскому превращает в итоге потрясающей художественной силы произведение искусства в примитивный политический пасквиль.
Первый акт, который суть сюрреалистичная анимационная экранизация потрясающей оперы Шостаковича "Нос" это просто праздник какой-то, художественное пиршество и торжество искусства, дух захватывает от того, как это прекрасно. Во втором коротком акте зачем-то сюда приплетается фантастическая, никогда не имевшая места быть история о том, как вдруг стали лучшими друзьями (не разляй вода прям) Сталин и Булгаков. И в третьем Хржановского уже откровенно несет, Шостакович практически совсем уж забыт, история по сути становится только про злого Сталина и трусливое Политбюро, на костях которых художник и пляшет какую-то совсем уж бесовскую джигу. Шостакович вспоминается уже только в общем ряду с Мейерхольдом, Хармсом, Мандельштамом и другими репрессированными деятелями советского искусства.
Причем сам Шостакович в этом ряду явно кажется лишним, притянутым за уши. Да, он был какое-то время а опале, эта самая статья в Правде "Сумбур вместо музыки" (которой так много внимания уделяет Хржановский) действительно сильно подорвала его позиции. Но опальный период его был не так уж и долог (года два), некоторые произведения (включая прекрасный "Нос") действительно сняли из репертуара. Но блин простите, а куда деть тот факт, что этот же Шостакович еще при жизни вождя получил пять Сталинских премий и до смерти своей в середине 70-х был председателем Союза композиторов СССР. Видали, в общем, мы репрессии и более суровые.
Но суть же даже не в этом, не в историчности и не в достоверности. Обидно просто, что Хржановский, будучи богом поцелованным, воистину гениальным художником, не понятно чего ради регулярно сцену свою меняет на трибуну. Ну мелко же выходит, растрачивается на политику, да и не политика это даже, а просто плевки в полвека уж как заколоченный гроб усатого божка. Не его это масштаб. :(
7/10

Tags: 7/10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Нью-йоркские истории"/"New York Stories" [1989]

    Три великих режиссера (Скорсезе, Коппола, Вуди Аллен) в одной упряжке, каждый рассказывает 40-минутную историю, так или иначе связанную с любимым…

  • "Ноктюрн"/"Nocturne" [2020]

    Очередной инди-хоррор от Blumhouse Productions. У студии этой время от времени выстреливают настоящие бриллианты, но "Ноктюрн" пожалуй…

  • "Открытые сердца"/"Elsker dig for evigt" [2002]

    Первый фильм Сюзанны Бир после ее знакомства со своим прекрасным и в дальнейшем практически бессменным сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном. И…

  • "Лука"/"Luca" [2021]

    Пожалуй самая теплая, нежная и смешная история об инклюзивности, инаковости, каминг-ауте (ну и вот этом вот всём, вы поняли) из всех, которыми нас…

  • "Легенда о Зелёном Рыцаре"/"The Green Knight" [2020]

    Капец, капец, капец! Просто неописуемой красоты и поэтичности представление! "Легенда о Сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре" и так-то история…

  • "Приди узреть рай"/"Come See the Paradise" [1990]

    Еще одна трудная женская судьба, через которую Алан Паркер (как и Верховен в "Кити-вертихвостке") пытается показать более общую картину.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments