Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

"Американский солдат"/"Der amerikanische Soldat" [1970]

Фассбиндер играет в нуар. :) По сути это те же "Боги чумы", только куда более мастерски, изящно сделанные, плюс погруженные в более четкие, ясные жанровые рамки. Насколько, конечно, вообще возможно о них (жанровых рамках) говорить применительно к Фассбиндеру. :) Ну и, кроме того, это пожалуй тот момент, когда молодой Фассбиндер впервые прилюдно задумался о том, как безжалостно изнасилована его родная Германия Америкой и ее планом Маршалла. Высказывание пока еще робкое, но все мы знаем какими шедеврами мастер разродится в ближайшие 10 лет (то же "Замужество Марии Браун"), когда осмыслит эту тему глубже и уже не стесняясь станет воплощать ее в кинополотна.
8/10

"Частная война"/"A Private War" [2018]

Байопик об известной "журналистке" Мэри Колвин, военкоре Sunday Times, потерявшей в джунглях Шри-Ланки глаз, а в развалинах сирийского Хомса - жизнь. Еще одна военная драма, но эта совсем уж ни о чем. К лунгинскому "Братству" возникло множество вопросов, к "Частной войне" - ни одного. Слишком уж это топорное и ясное кино. Состоящее чуть более чем полностью из клише и штампов, и повторяющее слово в слово (где развернутой главой, а где просто вскользь упомянув за рюмкой в баре) госдеповскую позицию по чуть ли не всем военным конфликтам планеты, которые имели место быть в последние лет 25. Как результат, кино в итоге становится не байопиком о бесстрашной женщине (на самом деле, думаю, просто адреналиновой наркоманке), а экранизацией всей той пурги, что она несла в своих репортажах. Учитывая, что Колвин была махровой пропагандисткой (такого уровня, какой нашему Киселеву и не снился), не трудно предположить в какой примитивный кукольный театр превращается вся мировая геополитика и в какой убогий урок политинформации само кино. Как бы неплоха была Розамунд Пайк в этой смелой роли.
4/10

"Вечер шутов"/"Gycklarnas afton" [1953]

Один из ранних фильмов еще совсем молодого Бергмана. Похоже, где-то здесь и зародился лейтмотив этого его "семейного ада на двоих", который красной нитью пройдет через всё его творчество, появляясь буквально в каждом втором более позднем фильме. Сложный квадрат отношений - хозяин нищего бродячего цирка и его давнишняя любовница, "боевая" подруга, прима этого же шапито + брошенная жена хозяина, почтенная бюргерша, жительница города, в который после трехлетнего скитания возвращается цирк + скользкий актеришка местного драматического театра, обманом соблазнивший любовницу главного героя. Каша из этого заварится неслабая, тем удивительнее, что самую мощную и пронзительную сцену на заявленную тему (обессиленный, психически истерзанный клоун этого же цирка, тащит свою обнаженную, опозоренную солдатами жену на холм, как крест на Голгофу) Бергман приберег не для финала, а сдал в самом начале - во флешбэковой истории, буквально в первом же диалоге фильма.
Ну да не мне учить Бергмана, как ему его великие фильмы делать. :)
8/10

"Они никогда не станут старше"/"They Shall Not Grow Old" [2018]

Крутенская документалка о Первой мировой от Питера Джексона. Режиссер "Властелина колец" и "Хоббита" неожиданно перевел внимание с романов Толкина, занимавших его последние лет 20, на старые, рассыпающиеся хроники Британского Имперского военного музея. Немые и черно-белые естественно. Восстановил, обработал, добавил хорошего, ясного цвета и кадровой частоты. Позвал спецов по чтению с губ, что-то озвучил актерами, что-то наложил из имеющихся в музее аудиозаписей. Смонтировал это всё в историю со столь стройным нарративом, что ни в жизнь не поверить, что "Они" снимались без заранее написанного сценария. В общем, проделал колоссальную техническую работу.
Но и за вычетом технического подвига Джексона, лента конечно уникальная. Великая война глазами современников самым что ни на есть крупным планом. С восторженными детскими мечтами и ветеранскими лаконичными мудростями, сальными солдатскими шутками и окопной "правдой", от которой камера не станет стыдливо отворачиваться. С полчищами крыс и мертвыми лошадьми, с трупами на проволочных заграждениях и самоубийственной штыковой атакой - английский батальон на два десятка немецких пулеметов. С довольно вдумчивым антивоенным высказыванием в финале. Высказыванием не Джексона, а самих героев фильма, осмысливающих уже после мобилизации, что же с ними произошло.
Толковая документалка, я прям очень впечатлился.
8/10

"Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш."/"MASH" [1969]

Пересмотрел вот по случаю, хоть и не принадлежу к армии яростных фанатов этой картины. Один из первых больших самостоятельных фильмов Роберта Олтмена и уж точно первый такой большой успех - в Америке это кино натурально культовое, равно как и сериал, поставленный через несколько лет по следам "Госпиталя".
Хороший фильм безусловно (я не фанат просто потому, что мне мало кто из этих героев симпатичен, так уж вышло), пожалуй первая (анти)военная черная комедия. Первое кино, снятое американцами про одну из своих больших войн (Корея) без ура-патриотизма, не стесняющееся троллить в хвост и в гриву собственных вояк и вообще весь тот бардак, который творится в самой могучей и самой непобедимой армии мира. :)
8/10
*

"Об отцах и сыновьях"/"Kinder des Kalifats" [2017]

Документалка о детях Идлиба - бойце "Фронта ан-Нусры" (несколько мутировавшая, сирийская версия Аль-Каиды) и его восьми малолетних сыновьях. Поначалу просто давящих скуку на близлежащих пустырях, мучая воробьёв (смотри, папа, я отрезал ему голову, так же как ты тому мужчине!) и мастеря самодельные бомбочки из краснозёма, говна и палок. А спустя какое-то количество времени, уже надевших маски на лица и обучающихся военному делу в местном тренировочном лагере. Что бы наконец отправиться сражаться с правительственными войсками и местными туркоманами.
Документалка, честно говоря, малосодержательная и не особо информативная - всякий, кто хоть сколько-нибудь интересовался Сирийской войной, и так прекрасно представляет в каких отношениях между собой и с внешними акторами основные местные группировки, и что вообще происходит в Идлибе - видеофактуры эта война поставила в сеть так много, как ни одна другая. Но эмоциональный фон "Отцы и сыновья" создают конечно крепкий. При всем том, что документалист Талал Дерки ни разу за полтора часа не позволил себе дать оценку или прокомментировать хоть что-нибудь из отснятого материала, увиденного вполне хватает, что бы поблагодарить судьбу за то, что ты живешь не в раздираемой гражданской войной стране.
7/10

"Маленький солдат"/"Le petit soldat" [1960]

Второй фильм Годара. Несмотря на то, что в центре картины снова мужчина с пистолетом и милая, воздушная девчушка, с которой мужчина полфильма будет вести изящно написанные беседы, от предыдущего годаровского "Последнего дыхания" тут осталось очень мало. Наглый, но сентиментальный уголовник Бельмондо уступил место не желающему ликвидировать свою цель, рефлексирующему шпиону-оперативнику Сюбору. И вместе с тем криминальная романтика в "Солдате" полностью уступила место обреченности маленького, загнанного человека, растерявшего где-то по ходу этой грязной войны с алжирскими коммунистами все свои идеалы и веру в правоту своего дела. А равно уступила и суровой, злободневной публицистике, безжалостной критике французской внешней политики начала 60-х годов - неспроста это кино было даже какое-то время запрещено во Франции (да да, не только у нас пылились годами на полке прекрасные картины). Прежними в "Солдате" остались только безупречный стиль, великолепные диалоги (хотя здесь чаще все-таки - монологи), умный, новаторский монтаж и конечно щедрая россыпь культурных цитат и оммажей в сторону, как классиков, так и значимых для Годара современников - даже собственного оператора не постеснялся красиво процитировать. :)
8/10

"На войне как на войне" [1968]

Чего-то дал фальстарт в этом году, обычно ближе к 9 мая пересматриваю это кино, а тут даже 23 февраля не дождался, очень уж захотелось. :)
Да, "На войне как на войне" конечно намного более простое кино, чем военные драмы-шедевры Германа, Климова, Тарковского, но какое же оно душевное и милое. Такого милого кино про войну, по-моему никто кроме Трегубовича и не снимал. :) Ну и "На поле танки грохотали", конечно. Песня хоть и считается народной, но именно из этого фильма все о ней узнали. И так чувственно как Борисов, Павлов и Одиноков ее никто уже не исполнял, имхо. :)
8/10

"Пять гробниц по пути в Каир"/"Five Graves to Cairo" [1943]

Ерундовая военная агитка. Как и в случае с "Белым шейхом" интересна больше в качестве иллюстрации тезиса о том, что гениями не рождаются. Билли Уайлдер конечно фигура не совсем того полёта, что Федерико Феллини, но целый ряд и его картин ("Сансет бульвар", "В джазе только девушки", "Свидетель обвинения") стали культовыми и очень близкими к тому, что можно было бы назвать шедевром. Собственно всего через год, в 1944 он уже снимет свою великолепную "Двойную страховку". Тем не менее в "Пяти гробницах" пока еще и не пахнет тем великим Уайлдером, это откровенная пропагандистская халтура, немного прикидывающаяся приключенческим триллером. Абсолютно ходульные персонажи (британцы - благородные рыцари, немцы - идиоты и садисты, Роммель, величайший генерал той войны, в фильме вообще какой-то клоун), безжизненные патетические диалоги, надуманный сюжет, имеющий сугубо декоративную функцию (чтоб хоть что-то происходило). Ну и абсолютно вымышленная история в основе этого сюжета, очень далекая от реальной военной обстановки в Северной Африке, стянутая из какого-то бульварного чтива времен Первой Мировой. Хотя выглядеть "Гробницы" стараются иной раз именно, что чуть ли не репортажем с передовой.
6/10

"Ливан"/"Lebanon" [2009]

Не самая плохая (анти)военная драма. Самуэль Маоз делится собственным опытом участия в Ливанской войне 82 года, помещает зрителя вместе с четырьмя зелеными солдатиками-срочниками в видавший виды израильский танк и отправляет в первый день вторжения в Ливан. И до самых финальных титров никто из танка не выйдет - ни зритель, ни танкисты. Тесная, клаустрофобная башня грохочущей жестянки это всё, что есть - за каждый нечастый взгляд наружу, хочется говорить режиссеру отдельное спасибо, даром что взглянуть за пределы танка дозволяется только через имеющий ничтожную панорамность прицел наводчика. На самом деле подача такая работает очень хорошо, эффект присутствия в этом самом танке достигается очень быстро, понимание маразма и даже какого сюрреализма ситуации (а через нее Маоз очевидно передает и общее отношение к войне) - еще быстрее. Не перебарщивал бы израильский режиссер с сантиментами и штампами (в прицел наводчика слишком часто попадают издыхающие, пускающие слезу ослы, суровые дети, старики, женщины с младенцами, иконы в разбитых домах) - хвалил бы я это кино не меньше, чем "Фокстрот".
7/10