Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

"Остров"/"Seom" [2000]

Продолжаю ревизировать творчество Ким Ки Дука и свое отношение к нему. :) Последние лет 10 все его новые фильмы меня мягко говоря не впечатляли (а порою откровенно бесили), при этом в нулевых я от него просто фанател - кто-то из нас сильно изменился, надо выяснить кто, потому пересматриваю как раз те картины, которые тогда любил. И пока, честно говоря, непонятно - некоторые, как к примеру "Плохой парень" действительно больше не впечатляют, некоторые ("Весна, лето, осень, зима... и снова весна") до сих пор гипнотизируют своим лаконичным великолепием.
"Остров" же и тогда шедевром не казался, но и при пересмотре не разочаровал. Всего этого дикого насилия и самоистязания, которое так извращенно любит смаковать Ким Ки Дук, и которое в последнее время меня так в его фильмах и раздражает, всего этого тут вроде бы навалом - одни рыболовные крючья чего стоят, которые герои засовывают себе пачкой то в рот, то во влагалище. Но тем не менее это как раз тот случай когда ко всему этому шок-контенту нет вообще ни одной претензии. Да, всем этим фаршем можно писать картины, насилие вполне может быть мощным, глубокообразным художественным языком. Если тебе конечно есть, что на этом языке рассказать интересного - у позднего-то Ким Ки Дука именно с этим проблемы. А "Остров" сама по себе очень надрывная, красивая романтическая история о двух избитых жизнью одиночествах, и каждая из ее шоковых сцен на самом деле хорошо иллюстрирует степень отчаянности, потерянности ее героев, неспособности их дальше жить самостоятельно, не причиняя себе страшных мук. Душевных в первую очередь, конечно, не физических. Кроме того, рыболовные крючья в принципе слишком уж жирный, яркий образ для отношений мужчины и женщины, чтоб такой маньяк как Ким Ки Дук мог себе позволить им побрезговать, снимая мелодраму в декорациях туристического рыбацкого местечка. Так что тут всё ок, да. :)
8/10

"Фарго"/"Fargo" (сезон 4) [2020]

Ну Фарго он и есть Фарго. :) Да, может этот сезон кажется чуть уставшим по сравнению с предыдущими, и он конечно намного мрачнее первых трех. Но шикарная коэновская фактура, персонажи,  интриги, диалоги, весь этот художественный жир никуда не делся, и потому конечно удовольствия от просмотра все равно масса. Что творит Джесси Бакли в роли сестры Мэйфлауэр - преступление не увидеть, а она конечно далеко не единственный бриллиант в этом шикарном криминальном шапито. :)

Кроме же художественных достоинств, хочется отметить и тот мастеркласс, который дает четвертый сезон "Фарго" на тему того, как непринужденно и остроумно можно говорить даже об инклюзивности (тут в первую очередь о расовой и этнической, но найдется немного места и фем-повестке и лгбт). О том, как давать эти безусловно важные уроки, не забивая их зрителю в глотку шваброй.
Как результат, даже я, чуть ли не впервые за последние лет пять, урок этот выслушал внимательно и с очевидным удовольствием. Где-то даже хлопая. :)
8/10

"Гамильтон"/"Hamilton" [2020]

Ну не знааааю. :) Постановка, хореография, всё это конечно действительно очень круто. Музыкальные номера некоторые очень клевые - как бы ни было странно слушать историю Войны за независимость США (18 век, как никак) в хип-хоп и R’n’B аранжировке. Подвижные декорации при всей своей простоте великолепно вписаны в мизансцены и в танцевальный рисунок, тут есть действительно натурально дух захватывающие решения. В общем, есть много чего, за что можно и нужно хвалить этот стремительно ставший культовым мюзикл, но всё это не отменяет того, что сценарий его ну редкостная же дрянь.
История Александра Гамильтона - и так-то, как по мне, не самого великого человека в американской истории (хз, с чего Миранда обратил внимание именно на этого государственного мужа) - все-таки имела несколько действительно интересных страниц, но подана она здесь настолько глупо, что меня откровенно подташнивало от такой примитивности. Не от того, что все Отцы-основатели на сцене цветные (Вашингтон, Джефферсон, Гамильтон, Мэдисон, все!), в мюзикле вообще всего один белый персонаж и он, конечно же, один из главных антагонистов. Не от рэп-батлов в сенате и не от нелепых попыток протащить какой-то манифест в духе "girl power" в эту абсолютно мужскую историю. Всё это мракобесие уже давно привычно и стало просто маркером эпохи. А именно от того как глупо всё происходящее на сцене, как это всё бесхитростно, топорно и поверхностно.
Послевкусие от "Гамильтона" осталось в итоге очень двоякое. Это как сидеть в театральном буфете и разглядывать пару красивых сексапильных девиц, скажем, актрис кордебалета. Девиц, которые на голубом глазу и с упоением, остервенело спорят за квантовую механику или геополитику. Глаз картинка радует, но рука сама собой неконтролируемо постоянно ложится на лицо в фейспалм. :)
7/10

"Лето'85"/"Ete 85" [2020]

Франсуа Озон тоскливо рефлексирует по временам своей юности - в середине 80-х ему было примерно столько же, сколько и его героям, занят он был в этом возрасте, подозреваю, примерно тем же самым - бездельничал на берегу моря и клеил соседских мальчишек. В тех же 80-х это кинцо, не смотря даже на свой примитивнейший сценарий (сюжет ни о чем, его можно уложить в два абзаца) могло стать бомбой. Сейчас рефлексия Озона выливается лишь в пошлую детскую гей-мелодораму (столь же заурядную, как и ее глупые, неинтересные герои) и в худшее его кино, если не за всю карьеру, то как минимум за десятилетие. Редкая херня, в общем. Постыдная (я про художественную стерильность, а не всё это давно уже вызывающее только скуку гейство) и нелепая.
5/10

"Манк"/"Mank" [2020]

Восхитительный конечно перформанс, такой прям аж дух захватывающий - 2,5 часа без перекуров и перекусов, не припомню какой картине я в последний раз выказывал такое благоговение при домашнем просмотре, наверно никакой. :)
Дэвид Финчер выдал наконец-то свой опус магнум, до сих пор им считался "Бойцовский клуб", но роман Паланика это конечно низковатая планка для столь большого режиссера. Тут он по сути снял собственного "Гражданина Кейна" о том как снимался (а точнее писался) "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса - общепризнанный шедевр шедевров, считающийся чуть ли не величайшей картиной за всю историю кинематографа. Структурно "Манк" своим нарративом повторяет "Кейна" практически один в один, точно так же рассказывает о своем герое, раскручивая его историю через длинную череду флешбэков. Визуальный стиль Финчер и Мессершмидт (хз, что за зверь такой, первый раз про этого оператора слышу, хотя очевидно не последний) скопировали у Орсона Уэллса тоже потрясающе точно - все эти ракурсы от пола и планы с глубоким фокусом просто восхитительны.
Форма формой, но содержание у "Манка" конечно свое, и в содержании своем он равно трогателен, остроумен и беспощаден. Трогателен не только той авторской заботой, которой окружены тут и Манкевич-старший, великий сценарист и беспросветный пьяница, померший от алкоголизма в тени своего куда более знаменитого младшего брата, и вообще весь цех "бойцов невидимого фронта" - сценаристами и сейчас редкий зритель интересуется, а в 30-е годы это были вообще просто безымянные студийные рабы. Но и той сыновней почтительностью, с которой обращается с текстом собственного отца - сценарий "Манка" написал еще в 90-х годах Джек Финчер, Дэвид его пытался снять его с тех самых пор, и вот только сейчас, спустя 17 лет после смерти отца, наконец-то выполнил данное ему обещание.
Беспощаден же во всем, что касается оценки "Золотого века" Голливуда, который он разносит в пух и прах, показывая как переполненное циничными, тщеславными акулами средоточие всех пороков капитализма. А суть отношений Финчера с последним можно ясно понять из того же "Бойцовского клуба", или скажем, из "Карточного домика". Эффект этого обвинительного вердикта еще оглушительнее из-за того, что большую часть фильма - все эти шикарные планы, декорации, костюмы, первоклассные диалоги - кажется, что режиссер наоборот собирается этому самому "Золотому веку" признаваться в любви. Тем не менее каждый получит по заслугам - Майер, Талберг, Селзник (не хватает Диснея для полной комплекта, но он к описываемой истории не имел никакого отношения), голливудские кардиналы, чуть ли не впервые сами ставшие героями кино и появившиеся по эту сторону камеры - каждый получает очень яркий, выпуклый и в итоге крайне нелицеприятный портрет. В коротких эпизодах знаковых персон того периода промелькнет значительно больше - ума не приложу, как смотрели это кино обычные зрители, без степени по истории искусств и/или потраченного десятилетия (как минимум) на погружение в матчасть. :) Но что-то не на шутку я разболтался, вечер пятницы, надо экстренно сворачиваться, да и вообще - кому нужны все эти имена, когда на экране Гари Олдман и такое пиршество вкуса и стиля! :)
9/10

"Я хотел спрятаться"/"Volevo nascondermi" [2020]

Оператор конечно большой молодец, а Элио Джермано так вообще просто потрясающий - к его Серебряному Медведю за лучшую мужскую роль на последнем Берлинале нет ни одного вопроса. Но в целом кино по-моему не вполне получилось.
Байопик об Антонио Лигабуэ, полоумном художнике-примитивисте, уроде, истерзанном и изломанном рахитом, годами страшной нищеты и несколькими ходками в дурдом - материал жирнейший, но раскрыл ли его Джорджо Диритти в своем фильме? Скорее нет. Много топчется на месте, часто смакует картины лишений, конечно очень много любуется полотнами и скульптурами самого Лигабуэ, но получилось ли у Диритти заглянуть хоть немного в душу художника, проследить за тем, какие события в Италии первой половины 20-го века сформировали его талант или направляли его художественные устремления - вообще нет.
Так что хз. Смотреть кино - очень любопытно (хоть и не всегда приятно - много в кадре красоты, но еще больше психотичного уродства). Узнаете ли вы что-то о Лигабуэ, кроме того что он был больным на голову фриком и любил мотоциклы - нет.
7/10

"Ассистентка"/"The Assistant" [2019]

Капец какое кино. :) Один унылый день из жизни ассистентки большого босса (одной из четверых, на самом деле по факту больше исполняющей функции офис-менеджера) в какой-то крутой нью-йоркской продюсерской компании. Унылый день во всех мельчайших подробностях, и без единого мало-мальски стоящего события, которое бы любой зритель, работавший когда-нибудь в офисе на 50+ бездельников, не наблюдал бы собственными глазами. От каждой новой сцены ты ждешь, что ну вот теперь-то что-то произойдет, но нет, унылый день со своими микродрамами (шеф накричал по телефону, коллега предъявил, что заказывал сэндвич с курицей, а не индейкой, а смазливой деревенской официантке дали аналогичную должность только лишь за то, что кажется она трахается с боссом) тянется дальше, прямиком к обескураживающим (так ничего и не произойдет???) финальным титрам.
На самом деле задним уже числом понимаешь, что отсутствие событий - ход явно умышленный. Они выкинуты именно в угоду деталям, которые в таких условиях действительно хорошо воссоздают довольно выпуклую, мрачную, давящую картину безрадостной жизни маленькой женщины в большом мужском мире сексизма, харрасмента, токсичной маскулинности, абьюза, менсплейнинга. Всего того, что привело современную бабу в ее святой войне за доминирование на metoo-барикады. В том числе и режиссерку Китти Грин, которая до "Ассистентки" снимала только документалки про украинский ФЕМЕН.
Но так или иначе, даже это понимание картину не спасает. Потому что а) вся эта тема харрасмента и прочего абьюза, как по мне, чересчур уж искусственно раздута и просто лично мне не интересна от слова "совсем", не моя это война, б) в любом случае, все эти неплохие, правдоподобные декорации практически каждый зритель видел много раз собственными глазами - в декорациях же должна быть история, где она? Завязка, усложнение, кульминация, развязка? Здесь только на полтора часа экспозиция и титры, скучно же до черта. :)
5/10

"Грех"/"Il Peccato" [2019]

Уж новый фильм Кончаловского все глядят, самое время предыдущий наконец-то отсмотреть, больше года откладываю. :) В общем, еще один байопик о художнике, даже еще более известном, чем Вермеер - о самом Микеланджело Буонарроти. Сценарий мощный - биографически и исторически точен, в меру провокационен - божественный Микеланджело, хоть гений его сомнению Кончаловский и не подвергает, в бытовых своих привычках выписан тут как просто грязный, хитрый черт. :) Высказывание о взаимоотношениях художника с властью - Буонарроти действительно в период перехода папского престола от делла Ровере к Медичи пришлось порядочно извиваться между двумя самыми влиятельными кланами Италии - тоже емкое и актуальное. Постановка только меня несколько смутила, попахивает от нее какой-то замшелой БиБиСи-шной телевизионностью, уверенная вроде бы, но не хватает в ней искорки какой-то божественной. Но в целом, да, очень даже неплохое кино.
7/10

"Путешествие времени"/"Voyage of Time: Life's Journey" [2016]

Очень красивая документалка от Терренса Малика. Хотя документалкой (каковой "Путешествие" значится во всех базах), честно говоря, у меня назвать язык не поворачивается. Сюжета, вымышленной истории, действительно нет, но это не переводит фильм автоматически в разряд документального кино - художественной энергии все равно так много, что на ум скорее приходят такие определения как "кинопоэма".
Малик тут ведет диалог с ни много ни мало самой Матерью-Природой, с Мирозданием и Временем в одном лице. Задает за кадром вопросы, волнующие его как художника (и просто немолодого, но сохранившего пытливость ума человека). Природа молча отвечает фантастически красивыми кадрами сотворения мира и жизни, причудливыми своими проявлениями.
Кому-то наверно это покажется просто каким-то пафосным науч-попом, но это не он - хронология происходящих событий намерено перемешана, чтоб не отвлекать от главного, от художественного и экзистенциального. От определяющих весь фильм любви и страха художника перед своим собеседником. А это всё совсем не про документалистику и не про науч-поп.
8/10

"От всего сердца"/"One from the Heart" [1981]

Очень красивая, но больно уж бестолковая эстетская мелодрама с элементами мюзикла от Фрэнсиса Форда Копполы. Славный саундтрек от Тома Уэйтса, шикарные декорации - Коппола выстроил в павильоне целый Лас-Вегас с аэропортом и самолетами, говорят, это его чуть не разорило. Очень изобретательная постановка в конце концов, плавные бесшовные переходы между этими декорациями сделаны действительно очень ловко. И все равно ведь не работает кино.
Во-первых, потому что сценарий откровенная дрянь, такой примитивной мелодрамы я давно не видел - понимаю, что после целого десятилетия, в течение которого у тебя выходили шедевры один за другим ("Крестные отцы" первый и второй, "Апокалипсис сегодня", "Разговор"), тебе хочется расслабиться в бездумном вальсе... но не настолько же бездумном! :)
Ну и Тери Гарр эта конечно очень портит впечатление, терпеть ее не могу. Ужасная актриса и просто вздорная, противной красоты баба (бывает такое), хз через какую постель она в Голливуд просочилась. Когда она в эпизодах или ролях простушек - вполне можно терпеть. Но кто придумал дать ей главную романтическую роль роковой красотки, перед которой по сюжету спасует даже восхитительно свежая, юная 19-летняя циркачка Настасья Кински - вопрос не из легких. :)
7/10