Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

"Тит — правитель Рима"/"Titus" [1999]

Кинодебют Джули Тэймор. К киноверсиям шекспировских текстов, смотрю, она пришла той же дорогой, что и Дзеффирелли - из оперы. Но в отличие от великого старика - академическая экранизация ей показалась занятием скучным, и она тут намутила дел. :)
Не имею ничего против осовременивания классических произведений, переноса их сюжетов в наше или вовсе какое-то вымышленное, фэнтезийное время, но если честно, даже применительно к тому же Шекспиру, это делали лучше, как до Тэймор, так и после. Будь то "Ромео + Джульетта" Лурмана или "Кориолан" Файнса.
Ругать, конечно, не за что, очень масштабная и небесталанная постановка, для дебюта так вообще отлично, только вот еще выбор материала смутил. Я Шекспира просто обожаю, но "Тит Андронник" - текст более, чем сомнительный, как по мне. Чуть ли не самая первая его трагедия, писанная явно "для народа", где собственно сама трагедия подменена чуть более, чем полностью обычной расчлененкой. Как у какого-нибудь Ким Ки Дука, тут поминутно кого-нибудь режут, травят, вешают, закапывают живьем, насилуют, отрубают руки, отрезают языки, кормят мать плотью ее же детей и так далее. Представляю, как рукоплескала этому лондонская чернь в 16 веке, но мне лично за всем этим макабром всегда было очень сложно разглядеть хоть какие-то взаправдашние человеческие страсти. :)
А так конечно, да, неплохо - Хопкинс так вообще просто потрясающий!
7/10

"Ангел за моим столом"/"An Angel at My Table" [1990]

Старая лента Джейн Кемпион, одна из первых, еще до превосходного "Пианино", принесшего ей мировую известность. Тут она рассказывает весьма драматическую историю своей соотечественницы, новозеландской писательницы и поэтессы Дженет Фрейм, точнее экранизирует три ее автобиографических романа.
Один о не очень сытом и беззаботном, но все же довольно счастливом детстве и юности. Второй, самый трагичный - о том, как молодой Дженет ставят ошибочный диагноз (шизофрения), запирают в дурку и 8 лет электрошоком истязают немного чудаковатую, но здоровую женщину. И третий - растянутый во времени, не особо восторженный, но все-таки триумф, хэппи-энд - полученная литературная премия за рассказы, которые Фрейм не прекращала писать даже в дурдоме, дает ей наконец возможность выйти снова в мир (чуть ли не накануне уже назначенной лоботомии). Друзья выбивают пособие и литературную стипендию, творческую поездку в Европу, поэзию и прозу всё охотнее печатают - что еще нужно человеку, больному литературой. :)
Эпическое вышло полотно у Кэмпион, может даже чересчур, следить три часа за нарративом (учитывая, как он неспешен и, что яркие события происходят только во втором часу) всё же сложновато. Постоянно пугающаяся собственной тени Керри Фокс мила и очаровательна в главной роли, и третий час вывозит практически полностью на своей смущенной полуулыбке.
Неплохо, в общем. Той страсти, что давали Кейтель с Холли Хантер в "Пианино" тут еще нет, но тоже очень неплохо.
7/10

"Папина дочка"/"Le prince oublie" [2020]

Херня... :( Хазанавичус бездарно играет в Гондри...
Омар Си рассказывает из года в год своей дочурке самодельные, на коленках выдуманные сказки, и то ли в своих снах, то ли в разыгравшемся воображении сам проживает жизнь Принца, главной звезды вселенной-киностудии вечерних сказок. Пока дочурка не подрастает, не идет в среднюю школу и там на горе отца не влюбляется в смазливого одноклашку. Что выливается в позорное увольнение отца в выдуманной вселенной - на смену ему пришел новый Принц, юный, белокурый раздолбай, новая звезда.
Из всего этого на самом деле могла бы сложиться действительно классная история о поколенческой преемственности и кризисе отцовского авторитета, но не сложилась... Там, где Гондри при помощи говна и палок картона и пластилина выкручивал бы как обычно наизнанку само зрительское представление о пространстве и логике, у Хазанавичуса почему-то лишь прокисшие банальности и приторный, диснеевский CGI. От режиссера восхитительных "Артиста" и "Молодого Годара" я ждал все-таки чего-то более оригинального. :(
5/10

"Четвертое измерение"/"The Fourth Dimension" [2012]

Киноальманах из трех новелл минут по 30-40, все посвящены четвертому измерению. Несмотря на то, что даже ученик средней школы должен знать, что четвертым измерением является время, с этой прописной истиной, как мне показалось, знакомы не все режиссеры. Собственно действительно по теме снял свой фильм только Федорченко, его же история про нелепые, но забавные опыты печального одинокого ученого с машинкой времени - и самая интересная. Хармони Корин явно снимал свое нечто с Вэлом Килмером про измерение пятое, нечто таинственное и якобы многозначительное, известное и понятное только главному герою, в итоге нагнал только какой-то откровенной мути. У поляка Яна Квечински история куда более внятная, но просто не по теме, и по-моему вообще ни про что. В общем очень неровный в плане качества альманах, из которого как по мне имеет смысл смотреть только новеллу Федорченко "Хроноглаз" с Сергеевым и Екамасовой.
6/10

"Молодой Шерлок Холмс"/"Young Sherlock Holmes" [1985]

Спилберг, вошедши в раж со своим "Индианой Джонсом" (к этому времени как раз второй фильм отгремел), начинает выдумывать, кого бы еще окунуть в такое же приключенческо-мистическое мракобесие идолов, культов и всего вот этого вот, по головам чего скакал герой Харрисона Форда. Не придумывает никого лучше Шерлока Холмса. Дабы фанаты не распяли, стряпает историю в альтернативной вселенной, в которой Холмс и Ватсон знакомятся еще безусыми школярами. Сам ересь такую ставить не решается (остается просто продюсером), в режиссеры же подписывает относительно молодого Барри Левинсона. У последнего за плечами пока всего два не особо мощных фильма и привередничать как бы не с руки. Правильный ли это шаг для Левинсона - вопрос открытый. Несмотря на то, что в его фильмографии дурацкий и нарочито коммерческий "Молодой Шерлок Холмс" выглядит довольно нелепо, именно ему благодаря он заработал какое-никакое имя. И в течение ближайших трех лет поставил свои главные хиты 80-х - "Доброе утро, Вьетнам" и "Человек дождя". Но это всё так, скорее вокруг фильма, чем о нем.
Хотя, что говорить о самом фильме - хз. Думаю, не стоит объяснять, что все эти пляски в стиле Индианы Джонса, холодному разумом герою Конан Дойля идут как корове седло. В фильме есть пара неплохих приколов, этаких обратных пасхалок - даются объяснения, как у Холмса появились те или иные привычки и предметы гардероба, его знаменитый плащ, охотничья шляпа, изогнутая трубка и т.д. Но в целом история конечно совсем уж бестолковая. Лет в 14 в видеозале было самое то, но сейчас пересмотрелось с большущим скрипом.
6/10

"Ведьмина служба доставки"/"Majo no takkyubin" [1989]

Ой, такой же вот еще пересмотр с детишками был на прошлой неделе. Забыл зафиксировать. :) Чудеснейший мульт, пожалуй самая светлая и беззаботная из ранних работ Миядзаки, без той тревоги, которая у него тогда часто фонила в сюжете и атмосфере.
Весь он уже тут как тут, со всей своей всепоглощающей страстью к полетам, которая выльется в "Доставке" в самые разные формы - и ведьмина метла, и самодельный самолет-велосипед, и гигантский дирижабль, и чего только тут нет на этот счет. И со всем своим увлечением неореалистами - история эта как будто из фильмографии Де Сики вынырнула, а не из сборника рассказов японской сказочницы. Экологического алармизма только нет, оттого и беззаботно так смотрятся похождения премилой ведьмочки Кики. Очень мудрые советы для младшего поколения зато есть. Без назидания и менторства, ласково, по-дедовски озвученные. Очень прям хорошая, красивейшая, то дух захватывающая, то слезу вышибающая сказка. Да почти и не сказка. :)
9/10

"Рождественская песнь"/"A Christmas Carol" (мини–сериал) [2019]

А вот еще один недурной мини-сериал по классическому викторианскому тексту. Теперь уже не Брэм Стокер, а Чарльз Диккенс, и на киноязык его переводят не Моффат с Гэттисом, а Стивен Найт (шоураннер "Козырьков" и "Табу"), Том Харди и Ридли Скотт. Оттого и конечный результат похож не на "Шерлока", а скорее на тот самый "Табу". То есть и так-то весьма мрачный текст Диккенса в вольной экранизации этой троицы приобрел совсем уж загробную хтоничность. Что, как ни странно, этому сюжету только к лицу, очень это всё хорошо рифмуется с тем мраком, который застилает темную душонку Эбенизера Скруджа. :)
Матерый сценарист Стивен Найт не был бы собой, если бы не добавил много себя в классическое произведение, и это опять-таки тот редкий случай, когда я в принципе не против. Академических экранизаций "Рождественской песни" снята уже тьма тьмущая, а эта интерсна как минимум тем, что намного глубже самого Диккенса погружается в психологию Скруджа - ищет причины этой его лютой, ставшей нарицательной мизантропии, дает ему довольно честную возможность если не оправдаться, то хотя бы объяснить свою позицию. Оттого и перерождение главного героя выглядит совсем не условным, сказочным, а очень даже взаправдашним. Здесь конечно заслуга не только Найта и его сценария, но и довольно крутого кастинга, в частности дюже любимого мной артиста Гая Пирса, которому и доверили главную роль. Ему не впервой играть такие сложные, но выпуклые характеры, и тут он тоже не оплошал.
Есть конечно о чем и повздыхать, позакатывать глаза в связи с этим сериалом - в частности пресловутое заигрывание с "актуальной повесткой", которого я терпеть не могу, особенно когда речь о классических или просто исторических произведениях. Но я столько раз уж зубоскалил на этот счет, что еще раз этого делать решительно не хочу. Тем более, что хорошего в новой "Рождественская песни" определенно больше. В общем, норм серик, да. :)
7/10

"Кристина"/"Christine" [1983]

Эталонная экранизация знаменитого романа Стивена Кинга. В юности эта история про беса, вселившегося в старую колымагу была одной из моих самых любимых кинговских историй. К слову, "Кристину" не пересматривал лет 20-25, включал потому с определенной опаской. Но опасения были излишни - скидки делать не пришлось, действительно хорошее кино. Поставленное довольно близко к прекрасному тексту, но привнесшее в него еще и немного фирменного мрачного карпентеровского юмора, который действительно оказался этому сюжету очень к лицу. :)
8/10

"Большая поэзия" [2019]

  На удивление вполне приличное кино выдал Лунгин-младший. "На удивление" - потому, что знаменитому отцу своему в том же году он написал сценарий просто ужасный. :)
Тут, как и в "Скотстве" "Братстве", вроде бы тоже о войне, но значительно тоньше. О войне не происходящей, а пережитой, засевшей занозой в воспоминаниях и ночных кошмарах. Войной заражены тут все имеющие значение для сюжета герои (прошедшие в свое время разные горячие точки, кто Чечню, кто Луганск), и несмотря на то, что ни одного визуального флэшбэка в фильме нет, из-за кадра война дышит постоянно.
А в кадре - поэзия. Два главных героя, подмосковных ЧОПовца, когда не несут инкассаторскую свою службу и не ходят к узбекам глядеть петушиные бои, посещают занятия стихосложения. Один даже выбьется на поэтический слэм. Так что стихов тут действительно много. :) Собственно, к ней, к поэзии (как буквальной, так кинематографической, образной) довольно много вопросов - местами по-моему получилось довольно топорно, а местами так даже и откровенно пошло. Но в целом на контрасте "говорящих пушек" и (вопреки латинской мудрости) "незамолкающих при этом муз" вышло очень даже неплохо. История, опять-таки, захватывающая, там в последнем акте нормальный такой экшен. Ну и понравилось конечно то, как весь этот хипстерский курятник разворошил Лунгин, как потроллил поэтический мирок. :) Норм, ага.
7/10

"Последнее солнце"/"Abril Despedacado" [2001]

Красивая экранизация Уолтером Саллесом старого романа-притчи Исмаила Кадаре. Пожалуй что вся эта история с многолетней кровной враждой между двумя фермерскими кланами не очень вяжется в бразильский контекст - это абсолютно албанская, ну и вообще исламская тема. Зато весь этот замкнутый литературный мирок Кадаре, переполненный всё тем же магическим реализмом (да, что-то в последнее время я часто о нем) - вписывается просто идеально. Санторо - может не идеальный выбор на главную роль, слишком молод и зелен для такого сложного и абсолютно литературного образа, построенного целиком и полностью на внутреннем монологе, который сыграть в кинопроизведении без закадрового текста - задача не тривиальная. Зато все без исключения вторые планы просто шикарны - циркачка, обезумевшие от мести отцы семейств, сыновья, слепые орудия этой самой мести - все просто загляденье. Хорошо, да. :)
8/10